Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
03.05.2024, 13:52
Rytulya
Главная ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Форумы хорошего настроения » Христианам » ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ
ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ
Atir52Дата: Суббота, 17.04.2010, 19:59 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2933
Репутация: 0
Статус: Offline
Икона Богородицы «Утоли моя печали»

Название образа взято из церковных молитвословий, обращенных к Богоматери: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея...». Изображенный на иконе Младенец Христос держит свиток со словами: «Суд праведен судите и милости и щедроты творите кождо искреннему своему и вдовице и сира и пришельца и убога не насильствуйте и злобы брата своего не воспоминайте».

Икона была перенесена в Москву казаками при царе Михаиле Феодоровиче (1613 - 1645) и находилась в церкви Святителя Николая, что на Пупышах в Замоскворечье. В этом храме хранились и записи о многих чудесах, происшедших от иконы, но в 1771 году рукопись погибла от пожара. Предание сохранило память о чудесном исцелении, бывшем во второй половине XVII века, в память которого Церковь установила празднование иконе «Утоли моя печали» 25/7 января/ февраля.

Некая женщина знатного рода, жившая вдали от Москвы, долгое время страдала изнурительной болезнью и была прикована к постели. Врачи не надеялись на ее выздоровление и она ожидала смертного исхода. Но однажды больная увидела во сне образ Богоматери, от которого послышался голос: «Вели себя везти в Москву. Там, в Пупышеве, в храме Святителя Николая, есть образ Богоматери с надписью «Утоли моя печали» — молись перед ним и получишь исцеление». С глубокой верой женщина совершила нелегкий путь. Осмотрев все иконы Никольской церкви, она не нашла среди них образа, который ей явился ей во сне. Тогда священник велел причетникам принести с колокольни все иконы Богоматери. Увидев образ «Утоли моя печали», больная воскликнула: «Она! Она!» — и, ко всеобщему удивлению, перекрестилась, хотя до этого не могла пошевелить рукой; после молебна она приложилась к иконе и встала с одра совершенно здоровой.

Ныне чудотворная икона «Утоли моя печали» находится в московском Николо-Кузнецком храме.


Икона Богоматери "Утоли моя печали".
Первая половина XVIII века.
Из трапезной церкви Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры,
г. Сергиев Посад

 
Atir52Дата: Суббота, 17.04.2010, 20:05 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2933
Репутация: 0
Статус: Offline
Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» впервые прославилась в 1688 году в Москве в Преображенской Скорбященской церкви на Ордынке. От этой иконы исцелилась родная сестра патриарха Иоакима Евфимия, которая страдала от раны в боку. Зная, что положение ее безнадежно, Евфимия не отдала себя в руки лекарям, а лишь горячо молилась. Особенно страстно она взывала к Богородице и однажды во время молитвы услышала голос: «Евфимия, почему ты не прибегаешь к общей для всех Исцелительнице?» — «Где же мне найти такую исцелительницу?» — спросила больная. Голос ей поведал, что в храме Преображения Господня есть образ, именуемый «Всех скорбящих Радость», и стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Голос велел ей призвать священника этой церкви с этим образом, и когда он отслужит молебен с освящением воды, она получит исцеление. Придя в себя, Евфимия узнала, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона «Всех скорбящих Радость», и попросила родных принести ее к себе в дом и после отслуженного молебна она получила исцеление. Это случилось 24 октября, и с тех пор, «иже. с верою притекающие приемлют неоскудно исцеление: слепые прозрение, немые глаголание, глухие слышание, расслабленные благомощие и обидимые мщение, бесные целомудрие и неплодные жены неплодства разрешение, и сосущие младенцы и малые отроки притекающие здравие приемлют, и различные очные болезни, многие же страхования и различные привидения наднесением сего многочудесного образа все упражняются и во всех печалях вспоможение приемлют. Поистине убо наречеся сей святой образ «Всех скорбящих Радость», — свидетельствуют церковные книги.

Великая княгиня Наталия Алексеевна, сестра Петра I, очень почитала эту икону и, сделав с нее список, в 1711 году перевезла список в Петербург и поставила в дворцовой церкви. В царствование императрицы Елизаветы Петровны в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был построен храм. Эта икона стала источником многочисленных чудес, к ней обращались для молитвы не только простые верующие, но и царственные особы.

Другой знаменитый список иконы «Всех скорбящих Радость» находился в кирсановском Успенском соборе. 18 марта 1800 года ночью мещанин Курилов, с целью кражи проникший в храм, намеревался снять с иконы серебряный венец, но, как только протянул к иконе руку, получил несколько ударов и в страхе простерся ниц перед иконой. После этого случая от иконы стали проистекать чудеса.

Празднуется икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» 24 октября/6 ноября.

Икона Богоматери "Всех скорбящих Радость".
Сергиевопосадский музей-заповедник, г.Сергиев Посад.
1802г.

 
Atir52Дата: Суббота, 17.04.2010, 20:10 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2933
Репутация: 0
Статус: Offline
Явление «Державной» чудотворной иконы Пресвятой Богородицы


Икона Богоматери "Державная".
Н.С.Чернышев.
XX в.

 
Atir52Дата: Суббота, 17.04.2010, 20:26 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2933
Репутация: 0
Статус: Offline
Явление «Державной» чудотворной иконы Пресвятой Богородицы

В день отречения Николая II 1 марта 1917 года русским людям была явлена «Державная» чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица на этой иконе была изображена как Царица земная. Этот образ символизировал то, что функция удерживающего в своих руках власть монарха переходила в Дом Богородицы. Икона была явлена русскому народу при весьма необычных обстоятельствах.

В Бронницком уезде Жирошкинской волости, в деревне Починок крестьянке Евдокии Андриановой, которая проживала в слободе Перерве, приснилось два сновидения. 13 февраля крестьянка во сне услышала таинственный голос, который молвил: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся». Будучи женщиной слишком набожной, Евдокия, получив это таинственное сообщение, стала молиться еще усиленнее, чтобы получить больших разъяснений Воли Божией. В ответ на ее неустанные молитвы 26 февраля Андриановой приснилась белая церковь. В этой церкви величественно восседала на троне Женщина, в Которой интуитивно, своим сердцем Андрианова признала Царицу Небесную. Но лика Пресвятой Богородицы Евдокия узреть так и не смогла. Постоянно перебирая мысли об этих сновидениях, тщетно пытаясь забыть о них, Евдокия решила пойти в село Коломенское, чтобы успокоить себя. Свой путь она начала 2 марта. В этот день перед исполнением христианского долга исповеди и священного причащения она отправилась из Перервы к настоятелю белой церкви в село Коломенское. Белая Вознесенская церковь в селе Коломенское, которую увидела Евдокия, была точной копией белой церкви из ее сновидения.

В то время настоятелем церкви Вознесения был священник о. Николай Лихачев. Евдокия Андрианова решила лично побеседовать с настоятелем о своих сновидениях. Придя в дом к Николаю Лихачеву, она сообщила ему о своих сновидениях и попросила совета о том, как ей поступить. Внимательно выслушав женщину, отец Николай пригласил Евдокию вместе с собой в церковь, где собирался служить вечерню. В церкви он показал Андриановой все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе. К своему собственному сожалению, Евдокия Андрианова ни в одной из них не обнаружила ни малейшего сходства с образом из своего сновидения.

Случайно оказавшийся поблизости сторож церкви да еще один прихожанин посоветовали настоятелю поискать икону в других местах. Отец Николай последовал совету и осмотрел колокольню, лестницу, чуланы и, наконец, церковный подвал. И вот среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, в подвале была найдена большая узкая старая черная икона.

После того как икону очистили от многолетней пыли, Евдокия Андрианова и все присутствующие в храме увидели изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках. На коленях у Пресвятой Богородицы находился благословляющий Богомладенец. В отличие от других икон, изображающих лик Пресвятой Богородицы, на найденной иконе Богородица смотрела строгим, суровым и властным взглядом. Но глаза ее были наполнены слезами.

Евдокия Андрианова была преисполнена счастья, с великой радостью и слезами она упала на колени перед Пречистым Образом Богоматери, прося отца Николая отслужить молебен. Она уверяла, что именно в этом образе она увидела Пресвятую Богородицу в своем сне. То, что явление этой иконы совпало с днем отречения Николая II от престола, способствовало тому, что весть о ней быстро распространилась. Она пронеслась по окрестностям, проникла в Москву и распространилась по всей России. За этим последовали массовые паломничества в село Коломенское, к иконе, которые сопровождались чудесами исцеления телесных и душевных недугов. Кроме этого, икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.

 
Atir52Дата: Суббота, 17.04.2010, 20:27 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2933
Репутация: 0
Статус: Offline
Николай II был человеком исключительной силы веры и молитвы. Он благоговейно почитал Божию Матерь. Царь-мученик при жизни много сделал для собора Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе. Среди русских людей вера в то, что именно Николай II умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную царскую власть над народом, отвергшим своего царя-помазанника, была непоколебимой.

И в тот момент, когда в России под угрозу была поставлена сама идея православно-самодержавной народной власти, Богородица явилась русскому народу в самый тяжкий момент его истории. Она приняла на Себя преемство власти державы Российской.

На иконном изображении лик Пресвятой Богородицы строг и суров. Скорбный взгляд ее божественных очей наполнен слезами гнева Божественной и Материнской любви. Ее царская порфира пропитана мученической русской кровью, а ее корону украшают алмазные слезы русских истинных мучеников.

Изображенный на иконе образ весьма символичен. Несмотря на то, что для русского народа он предвещает неисчислимые страдания, все же он вселяет надежду на то, что сквозь кровь и слезы, после покаяния русский народ будет прощен. А вседержавная власть в конце концов будет возвращена России, ведь не случайно Сама Царица Небесная сохранила ее для русского народа.

С этого момента по всей России стали создаваться бесчисленные копии этой чудотворной иконы, а русский народ с неописуемым покаянным трепетом стал неустанно молиться перед «Державной» иконой Божией Матери.

Явление «Державной» иконы Божией Матери в день отречения Государя свидетельствовало о том, что в духовном смысле самодержавие не покинуло Россию. Величественное изображение Божией Матери, облаченной в царскую порфиру, чело которой венчалось царским венцом, со скипетром и державой в руках означало коренной поворот в судьбах России и начало нового этапа, который стал для России и русского народа роковым.

Но благодаря этому этапу, как знаменовала собой «Державная» икона Божией Матери, Великой России предстояло исцелиться и возродиться. Как писал перед большевистским переворотом С. Н. Булгаков: «Россия спасена, раздалось в моем сердце... как откровение Богоматери (во Владычной ее иконе), и я верен и верю этому завету... Россия... спасается через гибель и смерть, воскресая». Православная мысль этих дней сконцентрировалась на осознании особой судьбы России и предстоящего ей крестного пути. Как было сказано русским духовным писателем А. С. Глинкой-Волжским: «Вся русская история — история Святой Руси — только все еще тянущаяся и доселе Страстная седмица; путь грядущих судеб, чаемых, идет все дальше, но дальше — в глубь святых страстей, в тишину тайны Голгофы, — и суждено ей воскресение в последний день».

Празднование иконе Божией Матери «Державная» отмечается 2/15 марта.

 
Atir52Дата: Суббота, 17.04.2010, 20:32 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2933
Репутация: 0
Статус: Offline
Икона Божьей Матери Свенская Печерская


Икона Богоматери Свенская Печерская.
Из Успенского собора Свенского монастыря близ Брянска.
XIII в.

Икона Божьей Матери Свенская Печерская

Чудотворная икона Богородицы Свенская Печерская явилась в 1288 году, когда черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, неожиданно ослеп. Князь слышал, что в Печерском монастыре есть чудотворная икона Богоматери, и послал в обитель с просьбой отпустить чудотворную икону к нему в Брянск. Настоятель монастыря снарядил икону со священником на лодке по реке Десне. Вскоре провожавшие икону вышли на берег реки Свены, чтобы заночевать. Поутру они не нашли иконы в лодке, а увидели, что на горе напротив реки Свены в кроне раскидистого дуба стоит икона. Об этом знамении (от него икона стала называться Свенской) рассказали князю Роману. Он сразу собрался к месту, где произошло чудо. Идя туда пешком, он непрестанно молился Богородице: «О Премилосердная Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Дай ми, Госпоже, чтобы прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ!», обещая построить храм и обитель. Тогда же князь увидел перед собой тропинку. Когда он подошел к дереву, где стояла икона, стал опять молиться. После этого он стал видеть еще лучше, увидел икону и приказал снять ее с дерева. Епископ, снявший икону, тут же отслужил молебен, а присутствовавшие с благоговейным трепетом целовали образ. После молебна князь со своими слугами и всем народом начал рубить деревья и строить храм во имя Успения Богоматери. И скоро он был построен. Здесь же исцеленный князь устроил и монастырь, который щедро одарил, а чудотворный образ украсил золотом и серебром.

По молитвам перед Свенской иконой город Брянск не один раз получал защиту от врагов. Так, в Отечественную войну 1812 года, когда французы подходили к Брянску, жители совершили крестный ход вокруг города с чудотворной иконой, и вскоре узнали, что вражеские войска были возвращены назад. В благодарность за это избавление города, жители установили на икону золотую ризу с венцами, и постановили ежегодно 17 августа совершать вокруг города крестный ход.

Празднуется 3/16 мая.

 
Atir52Дата: Суббота, 17.04.2010, 20:36 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2933
Репутация: 0
Статус: Offline
Икона Пресвятой Богородицы "Неопалимая Купина"

Икона Богоматери "Неопалимая Купина".
XIX в.
Икона Пресвятой Богородицы "Неопалимая Купина"

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Середину иконы занимает звезда восьмиконечная, в центре которой образ Богоматери с Христом Спасителем. Четыре зеленые луча обозначают купину, т.е. куст, другие четыре луча — красное пламя горящей купины. На некоторых иконах “Неопалимой Купины” к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил — с Востока букву “А” от звезды “Анатоли”, Архангел Гавриил — букву “Д” от Западной звезды “Дисис”, Архангел Рафаил — букву “А” от Северной звезды “Арктос” и Архангел Уриил — от Южной звезды “Месембрии” букву “М”.

Богоматерь держит в руках Спасителя и свою эмблему — лестницу. По четырем углам иконы размещены пророчества, связанные с Воплощением Христа: Моисей перед горящей купиной, в центре которой образ Богоматери “Знамения” с Предвечным Эммануилом в лоне. Прор. Иезекииль перед закрытыми вратами “видевши на востоке ворота и никакой человек не войдет ими, ибо Бог вошед ими” (Иез. 44: 1-2).

 
Atir52Дата: Суббота, 17.04.2010, 20:37 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2933
Репутация: 0
Статус: Offline
Видение пророку Исаие Серафима “в руце у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника” (Ис. 6: 6). Горящий уголь — символ Христа, клещи — символ Богоматери (см. икону “Уголь Исаево”). На некоторых иконах “Неопалимой Купины” добавляется “Корень Древа Иессеева”, по пророчеству Исайи: “вместо терновника вырастет кипарис... в знамение вечное несокрушимое” (Ис. 11: 10; 55: 13).

Богоматерь “Царица Небесная”, честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, окружена подвластными Ей небесными силами — архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел держит соответствующий “атрибут”, как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения. Представление об ангелах, управляющих светилами и стихиями, было принято с верою в средние века. Летописец Нестор, отмечая таинственный огненный столп, появившийся над Киево-Печерской лаврой в его дни, без малейшего сомнения объясняет это явлением ангела (Нес. 96, 121). В Соловецкой рукописи XIV в. сказано, что Богоматерь посылает, через посредство ангелов, молнию, лед и землетрясение на безбожников. Но бедствия, ниспосылаемые Богоматерью, могут быть предотвращены молитвой, обращенной к Ней, и карательная сила превращается в заступничество и милосердие.

По преданию, она была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году, а написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст. Празднование ей установлено также 4/17 сентября, в день памяти Святой пророка Моисея, называемого Боговидцем, потому что удостоился видеть Бога на горе Синае. Моисей вывел евреев из Египта и тем избавил их от рабства фараонова; он получил для них 10 заповедей от Самого Бога на горе Синайской и, по внушению Божию, написал законы и всем этим прообразовал собою Иисуса Христа, Спасителя людей от рабства диаволу и новозаветного Законодателя. Моисей сотворил много чудес для еврейского народа. Он предсказал о явлении Спасителя под видом пророка, подобного себе (Второз. 18, 18), почему и называется пророком. Жизнь и деятельность Моисея известна из Священной истории. Родился он в то время, когда фараон, царь Египетский, издал указ бросать в реку Нил всякое новорожденное еврейское дитя мужского пола, но, по судьбам Божиим, был спасен и воспитан при дворе царском. Раз заступившись за еврея, которого обижал египтянин, Моисей убил египтянина и принужден был бежать в другую землю, Аравию. Там 40 лет жил у тестя своего, священника Иофора, и пас стада его. Здесь Господь, явившись Моисею в горевшем, но не сгоравшем терновом кусте (Непалимой Купине), послал его освободить евреев от рабства в Египте, выведя их оттуда. При помощи Божией, Моисей совершил это дело. Перевел евреев через Чермное (Красное) море. После того как Моисей получил скрижали с 10 заповедями, он, по указанию Божию, устроил первый Божий храм, скинию. Моисей довел евреев до земли Обетованной, но Бог не судил ему ввести их в самую землю. Бог лишил его этого счастия за то, что он, к соблазну других, не точно исполнил повеление Божие: изводя воду из камня, вместо того, чтобы извести словом, ударил жезлом по камню и еще выразил при этом сомнение словами: «Непокорные, разве изведем мы вам воду из скалы?» Умер Моисей на границе земли Обетованной, на горе Навав, лишь взглянув на нее отсюда. Умер 120 лет от роду в 1531 году до Рождества Христова. Место могилы его оставалось неизвестным — чтобы евреи, склонные ко многобожию, не могли поклоняться ему как Богу. Моисей написал пять первых священных книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Икона эта празднуется еще в 6-ю неделю по Пасхе. Название иконы Божией Матери “Неопалимая Купина” произошло от видения Моисеем горевшей и не сгоревшей купины (куста терновника), которое изображало Приснодевство Богородицы, и на этой иконе Пресвятая Богородица обыкновенно изображается окруженною пламенем.

Первая икона “Неопалимой Купины” была привезена на Русь из Синая палестинскими старцами в 1390. Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня “огненного опаления”. На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня.

 
Atir52Дата: Суббота, 17.04.2010, 20:38 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2933
Репутация: 0
Статус: Offline
Появление “Неопалимой Купины” в Москве связано со следующим преданием: стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери “Неопалимой Купины”, стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю. Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою “Неопалимой Купины”, прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону “Неопалимой Купины”, построил во имя ее храм, который и доселе находится на том же месте. Построение храма относится к 1680. Предание прибавляет и другие случаи, относящиеся к славе этой иконы. 1) Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечают, что в нем бывают очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами, — и это приписывают особенному покровительству Богоматери. 2) Покойный протоиерей Новодевичьего монастыря, находящегося недалеко от Неопалимовской церкви, Введенский, лично сообщил одному из священнослужителей этой церкви следующее: “В 1812, когда Москва была занята французскими войсками, оставшись один в монастыре, я был однажды испуган неожиданным приходом польского солдата, который, отдавая мне серебряную ризу с иконы, просил возвратить ее в ту церковь, где она была похищена, и прибавил к этому, что с того времени, как он снял ее, его мучит сильная тоска”. Эту ризу по выходе из Москвы французов протоиерей возвратил в Неопалимовскую церковь.

Одна из наиболее древних икон «Неопалимой Купины» находилась в кремлевской Благовещенской церкви.
В г. Славянске Харьковской епархии, в Троицкой церкви имеется чудотворная икона “Неопалимая Купина”. Она написана по следующему случаю. В 1820-21 в этом городе происходили частые пожары от поджогов. Приняты были все меры к открытию поджигателей, но злодея не могли найти. В это время одной старушке Бельницкой, которая первая пострадала от пожара, кто-то, явившись во сне, сказал, что если будет написан образ “Неопалимой Купины” и будет совершено пред ним молебствие, то пожары прекратятся. Старушка открыла свой сон городскому протоиерею. Образ был написан, и после молебствия пред ним в этот же день была открыта виновница пожаров — малоумная девица Мавра, которая тотчас созналась, и пожары прекратились.

Празднуется 4/17 сентября.

 
Atir52Дата: Суббота, 17.04.2010, 20:43 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2933
Репутация: 0
Статус: Offline
Икона Богоматери «ЗНАМЕНИЕ» новгородская

Икона Богоматери "Знамение".
Софийский собор, г.Великий Новгород.
До 1169г.
Икона Богоматери «ЗНАМЕНИЕ» новгородская

Это древнейшая русская чудотворная икона Богоматери, главная святыня Великого Новгорода и русского Севера. Как свидетельствуют исторические факты, в 1170 году в Новгороде произошло судьбоносное событие, связанное с новгородской иконой. Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образовать на севере русской земли одну державу и хотел одним ударом сокрушить силу новгородскую. Князья — Смоленский, Муромский, Полоцкий и Рязанский — спешили со своими дружинами принять участие в войне князя Андрея с Новгородом; «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72», — так говорит древний летописец. «Горе побежденным!» — изрек вперед могущественный князь Суздальский: он и его союзники заранее делили между собою богатые области новгородские и расхищали сокровища древней столицы Рюрика. Но сам князь Андрей заболел и остался во Владимире, а сына своего Мстислава, покорителя стольного Киева, послал вместо себя предводительствовать войсками. С 25 февраля соединенные войска окружили город, и начались кровопролитные приступы. Силы были неравны. Новгородцы видели силу врагов и, изнемогая в неравной борьбе, все упование возлагали на Господа, Пресвятую Богородицу и на молитвы своего архипастыря Иоанна, в иночестве Ильи. Церкви были отворены; юноши и мужья умирали на стенах города; дети, жены и старцы плакали и молились в церквах — все решили защищаться насмерть. Все храмы в городе были наполнены народом. Жители города дни и ночи проводили в молитвах, обращаясь к Богу с просьбой не оставлять их. Молитны их не были тщетны.

Святитель Иоанн уже три дня и три ночи с самого появления врагов стоял при алтаре Господнем в соборной церкви, ограждая свою паству неусыпными молитвами. В последнюю ночь, когда все знали, что следующий день решит свободу или рабство Новгорода, святитель услышал голос, повелевавший ему идти в церковь Спаса на Ильинской улице, взять оттуда икону Владычицы и вознести ее на городскую стену — и «узриши спасение граду». Св. Иоанн, исполненный страха и радости, молился преклоненный до самого рассвета, потом велел благовестить в большой колокол и, объявив народу о бывшем ему откровении, послал в церковь Спаса за иконою Владычицы своего протодиакона с соборным клиром, а сам начал молебное пение. Посланные возвратились в ужасе, говоря, что икона не двигалась с места. Тогда сам святитель со всем собором пошел в Спасскую церковь, пал пред иконою Пресвятой Богородицы и возгласил со слезами: «О Премилостивая Владычица, Богородице Дево! Ты — Упование и Заступница граду нашему, покров и прибежище всем христианам! Молися Сыну Твоему и Богу нашему за град наш и не предаждь нас врагам нашим грех ради наших; но услыши плач и воздыхания людей Твоих и пощади нас, как и ниневитяне древле пощажены были покаяния ради». Поднявшись от земли, он начал молебное пение, и, лишь только произнесены были начальные слова кондака Богородицы: «предстателъство христиан непостыдное», внезапно сама собою с места двинулась икона Владычицы. Народ, видя такое чудо, единодушно

завопил: «Господи, помилуй!» Святой архипастырь благоговейно поднял икону и в сопровождении всего народа вознес и поставил ее на городскую стену, где кипела ожесточенная битва. Народ вопиял пред иконою: «Виждь, Богомати, наше смирение и не отрини до конца моления нашего, но умилосердись над стадом Твоим, Пречистая!». Икону внесли на стену и поставили близ того места, где кипела битва. Народ молился со слезами. Тысячи стрел летели на стену. Вдруг одна из стрел вонзилась в святой образ, при этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу, и архипастырь увидел, как западали слезы из очей Богоматери. Приняв слезы на свою фелонь, он в умилении воскликнул: «О дивное чудо! Из сухого дерева текут слезы. Царица Небесная! Ты даешь нам знамение, что молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении города» — и вдруг в войске врагов произошло смятение, они начали поражать друг друга. Новгородцы, заметив это, воодушевились и вышли из города, а неприятельские войска в страхе бежали. Тогда все приписали спасение города заступлению Пресвятой Богородицы. Надежда на заступление Матери Божией укрепила новгородцев; не хотели они сидеть в городе, отбили городские ворота и пошли в самый стан неприятельский. Внезапно ужас напал на сопротивных, и тьма их покрыла; гнев Божий смутил их, и они бежали, не думая о защите. Все признали спасение Новгорода чудом от иконы Знамения Божией Матери. В память этого события святитель Иоанн установил в 27-й день ноября праздник Знамения Божией Матери в великом Новгороде и назвал его днем избавления Новгорода и днем наказания ратующих против единоверных. Вся Россия празднует день Знамения Божией Матери, один из древнейших русских праздников.

 
Atir52Дата: Суббота, 17.04.2010, 20:49 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2933
Репутация: 0
Статус: Offline
После событий 1170 года чудотворная икона 186 лет продолжала оставаться в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице, а уже в 1356 году специально для этой иконы в Новгороде был построен храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря. Некоторые новгородские иконы Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, также представляют изображения чудесных событий 1170 года.

После чудесного знамения 1170 года на Руси в ХI-ХII веках стали появляться иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение». Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Знамение», представляет собой пястное изображение образа Пресвятой Богородицы. Она сидит и возносит в молитве свои руки. На ее груди на фоне круглого щита (или сферы) без всякой поддержки сидит благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Правой рукой младенец благословляет мир, как вечный архиерей и пастыреначальник, а в левой держит свиток как знак благодатного закона и спасительного учения, которым Он просвещает род человеческий. Сама же Матерь Божия как бы приносит и посвящает Господу Вседержителю благословенный плод пренепорочного чрева Своего и с воздетыми руками молит Создателя, да примет Он плод сей как жертву за спасение всего мира. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи» VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

В 1566 году в Новгороде, близ торговой площади, вспыхнул пожар и в короткое время распространился на многие улицы: пламя разливалось, подобно огненному морю, и грозило истребить весь город. Все усилия граждан остановить пожар были тщетны. Митрополит Макарий пришел в соборную церковь и, облачась, со всем духовенством, с крестами и иконами пошел в церковь Знамения Богородицы, пал пред Ее чудотворною иконою и со слезами молился: «О Госпоже Царице Пресвятая Богородице! Почто презрела и оставила нас, погруженных в такое бедствие? Знаем, Владычице, что велики беззакония наша, но пощади людей и град, в котором водворяется пресвятой образ Твой!» После молитвы святитель взял чудотворную икону и в крестном ходе понес ее по берегу Волхова. Против церкви Иоанна Предтечи служил молебен и кропил святою водою на стремившийся в город пламень. Вдруг огонь стал утихать, ветер подул на Волхов, и заступлением Божией Матери скоро пожар совсем прекратился.

В 1611 году шведы овладели Новгородом и производили в нем грабежи и кровопролития, не щадили храмов, расхищали церковную утварь, а самые иконы бросали на землю и попирали их ногами. Некоторые из их воинов дошли и до церкви Знамения во время совершения там божественной службы и хотели войти в отворенные западные двери в церковь. Но лишь только вступили на порог, как вдруг невидимою силою были отброшены назад. Хищники опять устремились к дверям, но та же сверхъестественная сила отбросила их назад. Это так устрашило шведов, что после того никто уже из них не осмеливался войти в церковь.

Велики и неисчислимы чудеса милосердия Божия, совершающиеся от благодатных икон Пресвятой Богородицы.

Икона «Знамение» Новгородская создана в первой половине XII века. По иконографии представляет собой поясное изображение Оранты, на груди Богоматери медальон с образом благословляющего Младенца Христа. На другой стороне святые (либо Петр и Анастасия, либо Иоаким и Анна надписи с их именами не сохранились), представленные молящимися образу Христа. В течение столетий икона многократно реставрировалась; в 1565 ее поновлял митрополит Макарий. От живописи XII века сохранились только фрагменты синей одежды Богоматери на лицевой стороне и изображения святых на обороте. В начале XX века на иконе был массивный золотой оклад с драгоценными камнями.

Первоначально икона находилась в церкви Преображения на Ильине улице, в середине XV века ее перенесли в построенную для нее одноименную церковь. В годы советской власти икона хранилась в Новгородском музее; в настоящее время во вновь открытом для богослужения новгородском Софийском соборе. На протяжении XII-XIX веков с иконы делались многочисленные копии-списки, широко почитавшиеся по всей России; самые известные из них: Абалацкая (1637, главная святыня Сибири), Царскосельская (в Знаменской церкви Царского села; считалась семейной святыней Романовых), Серафимо-Понетаевская (1879, главная святыня женского Серафимо-Понетаевского монастыря).

Празднование Новгородской иконе «Знамение» совершается 27 ноября/10 декабря.

 
Atir52Дата: Суббота, 17.04.2010, 21:00 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2933
Репутация: 0
Статус: Offline
Икона Богородицы Мирожская.

Икона Богородицы Мирожская.

Мирожская, чудотворная икона Пресвятой Богородицы, находилась в Спасо-Мирожском монастыре во Пскове. Пресвятая Богородица “Знамение” изображена на ней во весь рост. По правую руку в молитвенном виде изображен блгв. кн. Псковский Довмонт, во св. крещении Тимофей, а по левую в том же виде — супруга его, кн. Мария Дмитриевна. В 1567, когда свирепствовало моровое поветрие во Пскове, Мирожская икона прославилась чудесным излиянием слез и другими чудесами.

Празднуется 24 сентября/ 7 октября.

 
Atir52Дата: Суббота, 17.04.2010, 21:02 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2933
Репутация: 0
Статус: Offline
Икона Богородицы "Неупиваемая чаша"


Серпухов. Высоцкий мужской монастырь. В Покровском храме обители пред Чудотворным образом Божией Матери "Неупиваемая Чаша" день и ночь неугасимо горит лампада, как символ тех молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными.

На протяжении многих лет образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша", находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом, как чудотворный. В конце ХХ века Высоцкий монастырь стал местом возрождения почитания дотоле почти забытого образа Богородицы, который в наши дни приобрел всероссийское почитание и стал известен во всем православном мире.

Явление первообраза иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: "Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом".

Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул пуститься в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом на одну палку, он добрался до Серпухова.

Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не эта ли икона с изображением Чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: "Неупиваемая Чаша"! В явившемся ему схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное — он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.

 
Atir52Дата: Суббота, 17.04.2010, 21:03 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2933
Репутация: 0
Статус: Offline
Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. Почитание святой иконы носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе (кроме нескольких местных статей).

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1928-1930 гг. Серпуховскую кафедру возглавлял митрополит Мануил (Лемешевский). В воспоминаниях о нем было написано, что он восстановил почитание святыни этой обители, местночтимой иконы Богоматери "Неупиваемая Чаша", которое к тому времени постепенно приходило в забвение. Также по просьбе верующих с благословения Владыки Мануила было написано 8 копий с Чудотворной иконы. В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с изображением образа Божией Матери "Неупиваемая Чаша", включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

Почитание Серпуховской святыни возобновилось в 80-х годах ХХ века. Стараниями настоятеля местной церкви Пророка Илии архимандрита Иосифа (ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский) в городе была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости, следуя которой по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери "Неупиваемая Чаша".

В 1990 году архимандрит Иосиф выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф перенес молебное служение "Неупиваемой Чаше" в Высоцкий монастырь, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всем православном мире икону. Образ украсили серебрянной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. Этот образ Богоматери быстро снискал любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила Свою икону благодатию, которая с первых же дней обильно подается всем с верою и надеждою приходящим к ней. "И не тщетны отходят, Пречистая, от неупиваемой чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получая цельбы от чудотворного образа Твоего, Всеблагая" (Акафист, 12 кондак). Так Матерь Божия во второй раз явила Себя миру в то самое время, когда общество особо нуждается в помощи и заступлении образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В Высоцком монастыре впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша", ранее существовавший в нескольких различных рукописях. Среди верующих этот акафист пользуется особенной любовью и является наверно одним из самых читаемых православными людьми.

На сегодняшний день известно множество случаев благодатной помощи и исцелений, полученных от иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша", находящейся в Высоцком монастыре. Эти случаи люди записывают в специальной книге, которая ведется в обители, или сообщают о них в письмах, делясь своею радостью. Помощь получали не только православные люди, но также и некрещеные, и других вероисповеданий, тем самым Богоматерь являла им истинность Православия.

Как некогда старец Варлаам в XIX веке, явившийся спившемуся отставному солдату, побуждал его идти в обитель к иконе "Неупиваемая Чаша", так и в наши дни известны случаи чудесных явлений угодников Божиих, Пресвятой Богородицы и Самого Господа Иисуса Христа, призывающих страдальцев ехать в Серпухов в Высоцкий монастырь к чудотворной иконе. Удивительно то, что некоторые из этих людей ничего не знали ни об иконе, ни о монастыре, ни о городе Серпухове.

Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от Чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери.

 
Atir52Дата: Суббота, 17.04.2010, 21:03 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2933
Репутация: 0
Статус: Offline
Чудотворная икона Богоматери "Неупиваемая Чаша", находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. 30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в 19 веке, был освящен вновь созданный список Чудотворной иконы.

Ежедневно в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря перед чудотворным образом совершаются водосвятные молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих и за всех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной перед ее святой иконой.

Бесчисленные паломники посещают святую обитель, и братия монастыря, несмотря на свои скромные возможности, старается принять и дать приют всем желающим. Особенно много богомольцев собирается на молебны по воскресным дням. Самое торжественное богослужение пред иконой Небесной Заступницы совершается в день ее празднования — 18 мая (по новому стилю).

Кто не может приехать к чудотворной иконе, высылает письма и телеграммы с просьбами отслужить молебны за близких и родных. Братия монастыря, с любовию исполняя эти просьбы, старается по возможности каждому дать хотя бы краткий ответ.

Списки с иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" распространены во всем православном мире. Видимым знаком Божественной благодати стало мироточение некоторых икон как в домах верующих, так и в православных храмах. И укрепляются богодарованной милостью спасительной надежды отчаявшиеся и безнадежные, "видяще чудеса преславныя и знамения пречудныя, бываемыя не токмо от иконы Твоея, Богомати, во граде Серпухове явленныя, но и от по подобию сея иконы списанных изображений." (Акафист, Икос 5)

Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. Матерь Божия, воздев Свои пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к Неистощимому Источнику духовной радости и утешения, возвещая, что Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Празднование иконе «Неупиваемая Чаша» совершается 5/18 мая.

 
Форум » Форумы хорошего настроения » Христианам » ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz